Развитие памяти пяти органов чувств

Имеется тесная связь взаимосвязь, взаимодействие наших пяти чувств (органов восприятия). Сначала создаются зрительные представления, а потом через эти зрительные представления возбуждаются и другие внутренние органы. У одних легче развивается память зрительная, у других – слуховая, у третьих – осязательная, а у четвертых – в равной степени память всех органов чувств.

    Упражнение (на повторные ощущения).

  1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе:
    1. дачу, на которой вы были или живете;
    2. слона;
    3. гроздь винограда;
    4. бабочку, моль, жука;
    5. розу-чайную, красную, белую;
    6. пчелу, осу, шмеля;
    7. звездное небо, луну;
    8. как ползает ящерица, жук, гусеница, червяк-землемер;
    9. семафор;
    10. кошку, собаку, корову, верблюда;
    11. зиму, снег, иней;
    12. осенний лес;
    13. самолет, вертолет.
  2. На слуховые повторные ощущения. Послушать:
    1. вой ветра;
    2. прибой морской волны;
    3. капель при таянии снега весной;
    4. гармонь, балалайку, гитару;
    5. лай собаки;
    6. колку дров, пилку дров;
    7. карканье вороны;
    8. жужжание шмеля, мухи, комара:
    9. тарахтение телеги по дороге, по мосту;
    10. шум мчащейся по шоссе машины;
    11. приближающийся и удаляющийся звон бубенчиков тройки;
    12. шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по ступенькам лестницы;
    13. шум сосен;
    14. гудок поезда, автомобиля;
    15. настройку оркестра перед началом спектакля и т.д.
  3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пахнет:
    1. морем, рекой, болотом;
    2. ландышами, сиренью, розой, жасмином;
    3. жареным гусем, вареной курицей;
    4. нашатырным спиртом, валерьянкой;
    5. кислыми щами, жареным картофелем;
    6. бензином, пивом, вином;
    7. кофе, чесноком, сушеными грибами;
    8. йодом, елкой;
    9. сыростью, газом, гарью, дымом;
    10. яблоками, жареными пирожками и т. д.
  4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что вас во рту:
    1. шоколад, горчица;
    2. мороженое, перец;
    3. рябчик, лимон;
    4. дыня, касторка;
    5. апельсин, лесной клоп;
    6. малина, зубной порошок;
    7. горячий вареный картофель, клубника;
    8. чернила, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т. д.
  5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы:
    1. берете в руки снежный комок;
    2. опускаете руку в горячую, теплую или холодную воду;
    3. гладите кошку, собаку-дворняжку;
    4. щупаете меховой воротник, шерстяную или шелковую ткань, бархат, полотно, кожу;
    5. берете в руки лягушку, песок мокрый, песок сухой и горячий;
    6. надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываетесь в холодной, теплой воде;
    7. пьете горячий чай, обжигаете язык;
    8. хватаетесь за железную ручку на морозе;
    9. трогаете вату, мех – каракуль, белку, синтетические меха.

    В ходе исполнения упражнений педагогу необходимо спрашивать участников, какие возникают у них зрительные ощущения, внутренние видения. Очень важно следить за тем, чтобы они рассказывали о возникших видениях, а не фантозировали в момент рассказа. Необходимо также выяснить, какие ощущения вызвать легко, а какие – трудно. Следует рекомендовать упражнения на те повторные ощущения, которые плохо поддаются возбуждению.

  Упражнения (на постепенное расширение зрительного представления).

      Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы, дополняет их определениями.

  1. «Кошка», – добавляет «черная», затем «большая».
  2. «Скатерть» – «бархатная», с «кистями».

В данном упражнении видения (зрительные образы) должны соответственно перестраиваться. Важно добиваться, чтобы вводимые добавления не выбивали, а лишь направляли видения по определенному руслу, то есть расширяли бы представления о предмете.

     Упражнения (на комплекс повторных ощущений).

  1. Предложить участникам мысленно выйти из дома и пройтись в знакомый продовольственный магазин. Что осязали, беря в руки те или иные продукти (холодную бутылку молока, теплую булку, влажную бумагу со свежей рыбой и т. д.). Какой вкус ощутили, пробуя яблоко, сыр, творог и т. д.
  2. Посетить Третьяковскую галерею.
  3. Вспомнить сегодняшний завтрак, обед.
  4. Вспомнить все события сегодняшнего дня.
  5. Вспомнить путь в институт.

Предложив данные упражнения, необходимо дать на подготовку 5-10 минут, а затем заставить нескольких человек рассказать всю представленную ими картину внутреннего видения.

             Второй этап. Развитие эмоциональной памяти.

  Актер должен уметь пользоваться своей эмоциональной памятью, находя в предлагаемых обстоятельствах аналогичные чувствования с ранее пережитыми в своей жизни. В каждом воспоминании о пережитом надо уметь схватывать самую сущность, главное.

   Каждый человек в своей жизни видел и пережил не одно, а много событий, вызывающих у него однородные чувствования. Большинство событий нашей жизни забывается именно по тому, что они никогда не повторяются в совершенно одинаковой форме. А те, что сохраняются, остаются в нашей памяти не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, деталях, более всего привлекших тогда внимание человека.

    «Из многих таких оставшихся следов пережитого, – говорил К. С, Станиславский, – образуется одно – большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных чувствованиях. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое существенное. Это – синтез всех однородных чувствований.

     Повторные чувства бывают разные по силе, которая зависит от того, насколько глубоко было потрясение в момент события, какова глубина впечатлений. Это глубина обусловливается вниманием, степенью проявленного интереса, интенсивностью чувства, длительностью события, непосредственностью впечатления и т. д. Все это влияет на силу и качество эмоциональной памяти. Например:

  1. Вы получили публичное оскорбление. Внутреннее потрясение при этом было так велико, что вам не нужна помощь психотехники, чтобы пережить аналогичные чувства на сцене.
  2. На званом обеде вы сказали ложь о человеке, который, оказывается, присутствует здесь же. Переживания в этом случае тоже сильные, но они не заслонили собой того, сто происходило кругом, и оживать эти чувствования не всегда удается сразу, как в первом случае (с публичными оскорблениями), приходиться вспомнить предлагаемые обстоятельства этого события.
  3. Вы купили цветы, а при встрече с подругами сказали, что вам их подарил знакомый. Но одна из подруг видела, как вы покупали их в цветочном магазине. Здесь тоже ложь, но переживания в данном случае слабые. И чтобы восстановить их, на долю психотехники выпадает большая работа. «Слабая эмоциональная память вызывает едва ощутимые, призрачные чувствования. Они не пригодны для сцены, так как мало заразительны, мало заметны, мало доходят до зрительного зала», – замечает К. С. Станиславский.

Воспитание в актере умения вызывать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания.

  Актер должен научится по своему желанию вызывать к действию заложенные в нем воспоминания переходят в чувства, которыми актер и заживает, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства.

   В приводимых ниже упражнениях следует искать не самое чувство, а детально вспомнить предлагаемые обстоятельства, вызывающее данное чувство.

  Упражнения (на вызов повторных воспоминаний, переживаний).

      Вспомнить случай, когда:

  1. Собирались на приятное свидание.
  2. Были чем-нибудь недовольны.
  3. На что-то злились.
  4. Достигли личного успеха
  5. Совершили поступок, вам было стыдно.
  6. Получили приятные новости.
  7. Получили секретное сообщение.
  8. Завидовали кому-то.
  9. Проявляли любопытство.
  10.  Сплетничали о ком-то.
  11. Скучали где-то.
  12. Обманывали кого-то, вас обманывали.
  13. Над чем-то злорадствовали.
  14. Торжествовали.
  15. Вам было страшно, жутко.
  16. Спасались от преследования.
  17. Выздоравливали после долгой болезни.
  18. Рассорились с дорогим и близким вам человеком.
  19. Состоялось приятное знакомство.
  20. Получили подарок.
  21. Готовились сделать подарок любимому человеку.
  22. Переживали горе, смерть близкого человека.
  23. Была неприятная беседа.
  24. Ожидали в доме приятного гостя.
  25. Было первое объяснение в любви.
  26. Посещали больного близкого человека.
  27. Посещали больного малознакомого и т. д. 

   Эмоциональную память необходимо тренировать каждодневно, не только в часы занятий, но и дома.

Воспитание в актерах умение находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия.

    Проблема физического самочувствия также связана с эмоциональной памятью. Внутренние переживания человека отражаются в физическом самочувствии и физических действиях, а физическое самочувствие, ощущения, действия, в свою очередь, влияют на внутреннюю жизнь человека. Благодаря нашим ощущениям, чувствам мы связываемся с внешним миром, познаем его и ориентируемся в нем для своих действий.

Упражнения (на физическое самочувствие).

    Чтобы закрепить найденное физическое самочувствие, нужно мысленно повторить намеченные действия.

  1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести найденное физическое самочувствие в новую ситуацию, в новые предлагаемые обстоятельства.

Учениками были выдвинуты такие предлагаемые обстоятельства:

а) зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает;

б) сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку;

в) живу в Сибири. Наш совхоз находится вблизи леса. Зимой, в мороз, к животноводческим фермам пробираются волки. Лежу в засаде с ружьем вместе с другими охотниками совхоза;

г) я снайпер. Замаскировался на снежном холме. Мороз, но уйти до вечера нельзя;

д) зимой ехал через лес. Началась пурга, я заблудился. Наступила ночь.

  • Вспомнить случай:

а) когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение;

б) когда вам было очень жарко;

в) когда вы с жары вышли в прохладное помещение;

г) когда вы физически очень устали;

д) когда вы не спали 2-3 суток и спать все еще было нельзя;

е) когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко;

ж) когда вы были голодны;

з) когда у вас была сильная головная боль;

и) когда вас томила жажда;

к) когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках;

л) когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.

        Развитие воображения в мире окружающих нас вещей

                                (в реальной плоскости)

Введем в подлинную действительность вымысел при помощи «если бы», переведем себя в плоскость воображаемой, мнимой жизни.

    Упражнения.

  1. Смена места действия: урок, педагог, ученик – подлинная реальность. Вымысел – урок проходит не в обычной классной комнате, а в фойе МХАТ.
  2. Урок, педагог, ученики – подлинная реальность; вымысел – смена места: занятия происходят в салоне черноморского теплохода «Россия» или в клубе северного поселка олене-водов.
  3. Та же комната, педагог, ученики – подлинная действительность; вымысел – смена времени суток. Занятия проходят не днем, не вечером, а ночью.
  4. Та же комната, педагог, ученики – подлинная действительность; вымысел – смена времени года: лето, зима, весна, осень.

Упражнения (на фантазирование предметов, глаголов).

1.В упражнениях на фантазирование предмета необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен весь сюжет.

2.Офантазирование двух или трех предметов. Эти предметы должны быть логически связаны между собою и войти в ткань единого сюжета.

Так, например, было дано задание: офантазировать предметы – косынка, папиросы и деньги. На одном из занятий это упражнение было решено так.

3.Офантазировать и логически связать два действия:

 искать – уничтожить;

подслушать – читать;

искать – заметать следы;

рассматривать – рвать;

считать – стараться согреться.

4. Офантазировать предмет и глагол:

 Собираться – телефон;

Ждать – кукла;

Уничтожить – цветы;

Одевать – свеча.

5.Офантазирование и логическое оправдание предмета, действия, слова: газета – прятать – «вот беда-то».

    Целесообразно также провести практические занятия по самостоятельной разработке заданий и исполнению упражнений.

Вот примерные варианты:

  1. книга – выбрасывать – «так лучше»;
  2. записка – лечь – «вот глупость-то!»;
  3. облигация – искать – «вот-так-так!»;
  4. зеркало – подсматривать – «ну и потеха!».

Поширити:

Share on facebook
Facebook
Розмір шрифту