Система включает в себя две части.
І. Работа актера над собой:
- работа над собой в творческом процессе переживания (развитие
внутренних элементов, необходимых для творчества )
- работа над собой в творческом процессе воплощения (работа
над физическим аппаратом)
ІІ.Работа над ролью.
Предлагаемая система является действенным средством воспитания для всех тех, кто в той или иной степени будет само реализоваться посредством сценического искусства – в данном случае таким является – театр.
Система обращена как к руководителю театрального коллектива, так и к самому актеру, выводит на самостоятельный путь творческих исканий.
Развивать внутренний творческий аппарат актеру помогают внутренние элементы психотехники: воображение, общение, внимание, эмоциональная память, правда, вера ,задачи, действия и т. д. Но чтобы отражать на сцене внутреннюю жизнь , нужен не только хорошо разработанный внутренний аппарат, а и исключительно отзывчивый физический аппарат, верно передающий результат творческой работы чувства, его внешнюю форму воплощения: мимика, голос, речь, интонация, движение, пластика и т.д.
Телесно- ориентированная психотехніка актера
Задачи повышения чувствительности к себе, к другому человеку , умение понять и передать свое эмоциональное состояние и “войти” в эмоциональное состояние другого, полноценное взаимодействие с другим – это общие задачи для всех видов профессий, связанних с непосредственним контактом с людьми. Человеку всегда важно знать, насколько его поняли ,насколько его приняли со своей информацией , которую он хочет донести , насколько он сам правильно понял , увидел услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. Именно этот «невербальный » язык может быть информативней и даже правдивее (В случаях , когда вербальные и не вербальные проявления расходятся или противоречат друг другу )
Ситуации, предлагаемые в этом тренинге , во многом искусственные , но они дают новый опыт общения не только на сценической площадке ,но и в жизни.
Подобные навыки приобретаются путем освоения комплекса упражнений по следующим элементам психотехники:
- Освобождение от мышечных напряжений (так называемых «зажимов»). Освобождение от зажимов физических, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как физические порождаются психическими . Желательно эту группу упражнений использовать как разогревающие :
а) выработка мышечного контролера или наблюдателя;
б) центр тяжести и точки опоры ;
в) умение определять мышцы, несущие нагрузку при данном
физическом действии;
г) каждое действие, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны.
- Сценическое внимание. Сосредоточенность деятельности человека в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, образе, событии, суждении)
а) развитие произвольного сценического внимания в реальной
плоскости;
б) развитие произвольного сценического внимания в
воображаемой плоскости;
в) многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
г) внимание как средство добывания творческого материала
- Воображение и фантазирование — необходимое звено
творческого поиска, наполняют сходные движения
человека разнообразным и, самое главное, осмысленным
содержанием. Это отражение реальной действительности в
новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях,
преобразование представлений и создание новых образов
на основе имеющихся.
Фантазия – это мысленное представление, переносящие
нас в исключительные обстоятельства и условия, которых
мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не
было и нет в действительности.
Воображение – это воскрешение того, что было
пережито или видено нами, знакомо нам. Также может
создаваться и новое представление , но из обычного ,
реального жизненного явления.
а) развитие воображения и фантазии в реальной и
воображаемой плоскостях;
б) воображение – как источник для обновления ранее
созданного.
- Эмоциональная память – необходима в творчестве актера, так как на сцене он живет повторными чувствами, то есть чувствами ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту
а)развитие памяти пяти органов чувств(развитие повторных ощущений)
б)развитие эмоциональной памяти;
в)манки внешние и внутренние (возбуждение эмоциональной памяти).
- Вера и сценическая наивность – возможность
избавиться от скованности, зажатости, неловкости .
- Общение
а) органический процесс общения;
б) условия необходимые для общения(материал, объект, средства, приспособление );
в) работа по развитию органического непрерывного процесса
общения.